Эдмондо де Амичис «Сердце»
"Эта книга посвящается школьникам в возрасте от девяти до тринадцати лет и могла бы называться «История одного учебного года, написанная учеником третьего класса городской итальянской школы».
Когда я говорю, что эта книга написана учеником третьего класса, это не значит, что он написал ее в таком точно виде, в каком она здесь напечатана. Он просто записывал в тетрадь, как умел, одно за другим, всё, что видел, чувствовал и думал в школе и дома. В конце года его отец собрал эти заметки и составил из них книгу, стараясь не исказить мысли ребенка и излагать их, по мере возможности, его же словами. Через четыре года мальчик, тогда уже ученик гимназии, прочитал написанное и прибавил еще кое-что от себя, так как хорошо помнил и лица и события.
Теперь, дети, читайте эту книгу!
Надеюсь, что вы найдете ее интересной и извлечете из нее кое-что для себя полезное."
Эдмондо де Амичис
"Сердце" - самая знаменитая после "Пиноккио" итальянская детская книга. Написана она в форме дневника, который в течение одного года вел обыкновенный мальчик Энрико, ученик третьего класса начальной школы. Он ходит в обычную городскую школу для мальчиков, в одном классе с ним учатся и дети зажиточных родителей, и дети рабочих, ремесленников, солдат, есть калека - сын вдовы, есть дети, идущие после школы работать, чтобы помочь семье. Мальчики очень разные: добрые, умные, сильные, задиристые... Энрико тоже бывает всякий – может нагрубить, созорничать, соврать, а может проявить удивительную доброту и чуткость. Энрико описывает события в школе, а родители мальчика вписывают в его дневник свои замечания, чтобы похвалить или дать совет. Книга написана очень давно, но и сейчас истории злободневны: одноклассники радостной толпой дразнят мальчика-горбуна, за которого некому заступиться, доводят до срыва пришедшего в класс на замену незнакомого учителя, смеются над одеждой ребят победнее, подстраивают жестокие розыгрыши тем, кто слаб...
Родители Энрико поощряют его дружбу с мальчиками из самых разных семей – и он с удивлением обнаруживает, что они знают и умеют многое из того, что самому Энрико кажется привилегией взрослых.
«Он не произнес и полсотни слов, не показал мне ни одной игрушки, ни разу не засмеялся, и всё-таки мне было с ним очень интересно», - говорит он об однокласснике, к которому раньше относился со снисходительной усмешкой. С матерью мальчик посещает приют для малышей и интернат, где обучаются глухонемые.
"Смотри с уважением на детей, которые, пара за парой, выходят из разных институтов: слепых, глухонемых, калек, сирот, брошенных детей. Помни, что это перед тобой проходят горе и милосердие человечества. Ни над кем не смейся, не бегай без цели, не кричи, уважай улицу. О культуре народа можно судить по тому, как он ведет себя на улице. Где ты встретишь грубость на улице, там, значит, грубость и в домах, " – записывает отец в дневник сына.
Современные писатели так не пишут, но разве мысль о необходимости воспитания в себе – с детства! – душевной щедрости, благородства, сострадания может быть неуместна?
Меня эта добрая книга не только тронула своей искренностью, но и стала единственной из прочитанных книг, которые так уважительно и проникновенно говорят о труде учителя.
Должно быть, это серьезная книга, которую надо читать всем, не зависимо от возраста. Умение сопереживать, видеть человека, которому нужна помощь, и стараться эту помощь оказать - вот те качества, которые должны быть в каждом человеке развиты с самого раннего детства.
ОтветитьУдалитьСпасибо за отзыв - подсказку.
Добрый вечер! Книга детская, и в наше время даже немного наивная... Писатель искренне верит, что «сердечное общение» людей всех классов поможет создать и в обществе сердечное человеческое единение. Но в книге самое большое место занимает сама школа, система обучения в ней, образ учителя. «Учитель - благороднейшее имя для человека»,- говорится в книге. Мне это очень дорого...
Удалить