1

четверг, 13 марта 2014 г.

Погружение: читайте детям, читайте с детьми, читайте ради детей...

Спасибо участникам проекта "Читать не вредно - вредно не чиать": +Дмитриева Лариса и +Алла Киреева за необычайно интересную книгу педагога и писателя  Даниэля Пеннака "Как роман"!
Меня всегда волновал вопрос, как заменить "обязанность читать" на "удовольствие чтения"?

"...Обязанность же учить состоит в том, чтобы, научив детей читать, приобщив их к литературе, дать им возможность свободно решать, есть у них или нет «потребность в книгах». Нетрудно примириться с тем, что какой-то конкретный человек отвергает чтение, но недопустимо, чтобы он был — или считал себя — отвергнутым чтением. Неимоверно грустно — одиночество умножается на одиночество — быть отлученным от книг, в том числе и от тех, без которых прекрасно обходишься..."

 Даниэль Пеннак в первую очередь обращается к учителям и пишет о взаимоотношениях ребенка с книгой и чтением. Книга напомнила мне о том, каким читателем я была в юности сама! 
Невольно киваешь и удивляешься, как раньше не обращала на это внимания, и вдруг видишь, чего нельзя делать, если хочешь, чтобы ребенок любил читать...

В третьей части "Как романа"  Пеннак описывает, как ему удалось приохотить к чтению целый класс подростков, отвергнутых «хорошими» школами. Он просто читал им вслух! 

"...Просто радость чтения была совсем близко, задавленная у этих ребят давним, глубоко угнездившимся страхом: они боялись, что не поймут. Они забыли, что такое книга, что она может дать. Забыли, что любой роман — это прежде всего рассказанная история. Не знали, что роман должен читаться, как роман: утолить в первую очередь нашу жажду интересных историй. Они были замкнуты, зажаты перед закрытой книгой. Теперь они вольно плавают на ее развернувшихся страницах. Ну да, голос учителя, конечно, помог примирению, он избавил их от усилий расшифровки, четко обрисовал ситуации, расставил декорации, облек плотью персонажей, выделил темы, оттенил нюансы, выполняя насколько возможно свою функцию фотографического проявителя. Но очень скоро голос учителя становится помехой: одно удовольствие мешает другому, более утонченному. 

 — Когда вы нам читаете, месье, это, конечно, помогает, но потом я люблю побыть один на один с книгой… 


...Настало время ему тихонечко, на цыпочках, удалиться..." 

Заставить читать нельзя. Можно только любить чтение вместе с ребенком. И для того чтобы это не оставалось пустыми призывами, Пеннак напоминает нам, какие права мы сами себе как читатели присвоили: читать по своему выбору, не дочитывать то, что не нравится, перечитывать любимое по многу раз, молчать о прочитанном…
И что из этого мы разрешаем ребенку?
*   *   *
...Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения... 
Несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими: «любить»… «мечтать»… Попробовать, конечно, можно, Пробуем? «Люби меня!», «Мечтай!», «Читай!», «Да читай же, паразит, кому сказано — читай!» 
— Марш к себе и читай! 
Результат? 
Никакого.
Он уснул над книгой... 

...Чтение — подарок. Читать и ждать. Любознательность не вынуждают, ее пробуждают. Читать, читать и довериться глазам, которые открываются, лицам, которые веселеют и проясняются, вопросу, который вот-вот сорвется и повлечет за собой следующий... 

...По части чтения мы, читатели, признаем за собой все права, начиная с тех, в которых отказываем юному поколению, полагая, что приобщаем его к чтению:
1. Право не читать.
2. Право перескакивать.
3. Право не дочитывать.
4. Право перечитывать.
5. Право читать что попало.
6. Право на боваризм.
7. Право читать где попало.
8. Право читать вслух.
9. Право втыкаться.
10. Право молчать о прочитанном.

...Главное — произведение. Книга в их руках...

5 комментариев:

  1. Анна Анатольевна, здравствуйте! Сейчас, будучи бабушкой, стараюсь не допустить те ошибки, которые совершала раньше, когда старалась "приучить" сына к чтению:
    -Дочитай книгу до конца! (А если она неинтересная?)
    - О чем эта книга? (А если не хочется делиться?) Спасибо Пеннаку и его книге.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Алла! Автор, действительно, "цепляет"! Книга не только легко читается, но помогает понять, как же помочь "полюбить читать"...
      Сейчас читаю книгу Пеннака "Собака Пес"!

      Удалить
  2. Анна, согласитесь, книга очень полезная и для себя, и для родителей. Одно из собраний в нач. школе вполне можно посвятить этой теме. (Почему в начальной? Думаю, что читать вслух с подростками - это уже поздно, так как и разговаривать с ними перед сном о том, что хорошего было за день . Это надо начинать с самом детстве, как мы с дочкой... с 5 лет идет такая традиция и до сих пор .... а дочери 19).
    А может стоит сделать круглый стол для родителей, чтобы они поделились, как "помогают" детям книги? Даниэль Пеннак в помощь)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лариса! Конечно, очень важно с начальной школы помогать родителям увлекать детей книгой! Обязательно посоветую вдумчивым, заинтересованным родителям познакомиться с книгой "Как роман"!

      Удалить
  3. Прочитала... Удивительная книга! А про родительское собрание тоже подумала... Спасибо, Анна Анатольевна!

    ОтветитьУдалить

МНЕНИЕ ДРУЗЕЙ ВСЕГДА ПОЛЕЗНО, ПОЛУЧАТЬ КОММЕНТАРИИ ВСЕГДА ПРИЯТНО!