1

понедельник, 28 апреля 2014 г.

Погружение: трудный возраст, переходный возраст...

Проблема трудного, переходного возраста, нравственного становления личности подростка поднимается в романе Лии Симоновой "Круг", который закончился настоящей трагедией, а взрослые - учителя и родители - не смогли предотвратить...
Автор подводит и героев, и читателя к пониманию важнейших духовных ценностей. Герои книги обычные старшеклассники, которые пытаются разобраться в самих себе, выяснить, где добро, а где зло. Понять к чему им стремиться? Каждый из ребят решает какие-то вопросы, которые для него кажутся сложными, а окружающие его не понимают.
Казалось бы, еще совсем недавно ваш сын или дочь были ласковыми и послушными, а теперь стали просто невыносимыми: грубят на каждом шагу, огрызаются, на замечания отвечают резкостью, а то и дверью хлопнут так, что стекла дрожат... Что с ними происходит? 
...Они повзрослели...
В юношеском возрасте происходит открытие своего внутреннего мира, познание себя! Подросток наслаждается своими переживаниями, открывает целый мир новых чувств. Заниженная самооценка, неуверенность в себе, беспомощность, развитие комплекса неполноценности - все эти проблемы подросткового возраста лавиной обрушиваются, вызывая изменения в поведении и недоумение и раздражение у родителей. Это тот возраст, когда человек начинает осознавать самого себя и сравнивать с другими, чаще не в свою пользу...

"У нас переходный возраст. Формируются наши взгляды, характеры, вкусы, отношение к жизни, а мы то и дело сталкиваемся с грубостью, цинизмом, лицемерием и фальшью. Может, это хорошо? Закалимся?..."

В центре романа старший класс образцово-показательной школы. У ребят складываются непростые отношения с родителями и учителями. Между собой им тоже трудно найти общий язык. Первая любовь и жестокое разочарование, ложь взрослых и переоценка ценностей… Подростки по-разному демонстрируют свою взрослость и запутываются. 

"Наверное, мы несчастливое поколение, потому что не доверяем друзьям, а тем более взрослым. Взрослые, превратив нас по подобию своему в консервные банки с удобной для них начинкой, забыли приложить к этим банкам ключи и сердятся, что не могут открыть. На кого сердятся?…"

Образы учителей у Лии Симоновой тоже разные: и учитель сомневающийся, и учитель ретроградный, и учитель прогрессивный, и учитель не вмешивающийся...  

"Родители не всегда имеют силы и время для воспитания, а воспитание учителей сводится к нотациям и окрикам. Человека в ученике не видят." 

*  *  *

"Не боится, - с горечью подумала Надежда Прохоровна (директор школы). - Высказала все, что думает, и полным именем подписалась. Ничего они, теперешние, не боятся. А мы привыкли бояться…"

*  *  *

"Мы упрекаем детей в жестокости, но мы столько лет возвышали жестокость в подвиг, если нам казалось, что она для пользы дела. Мы требуем от них сострадания, но разве мы не внушали всем, что жалость унижает, и не оправдывали беспощадность во имя великой цели?.. Прошлое мстит нам в наших детях." 

*  *  *

"Взрослые народ загадочный. Некоторые черствы, другие заносчивы, а иные назойливо добросердечны. А те, о которых Сент-Экзюпери сказал: «Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко и от этого, признаться, не стал думать о них лучше», - враги." 

*  *  *

"- Чем же, по-твоему, живут взрослые? 

- Господи, да они и не живут вовсе. Делают вид, что живут. Видимость жизни. Будто работают. Будто веселятся. Будто стремятся к чему-то. А сами безрадостные... Показуха! Везде одна показуха!.."  


...Только один из учителей, вчерашний студент, молодой преподаватель истории и пытается понять ребят, найти общий язык. Остальные упорно "гнут свою линию", не пытаясь разобраться, что не так в отношениях с ребятами. Чем вызывают не только пренебрежение к себе, но и ненависть...
В этой книге автор делает упор на "время перемен", которого якобы не замечает старшее поколение. 

 Вы думали, что всё на свете знаете, 

Но перестройки время вдруг пришло. 

И вы теперь детей не понимаете, 

И думаете: "Что произошло?" 

Для вас мы слишком быстро повзрослели, 

Стоим всё время мы на грани, на краю... 

Всем классом по футболу фанатели, 

Стараясь скрыть печаль и скорбь свою. 

Зачем с нами жестоко обращались, 

За дверью, как преступников держа? 

Нас унижая, вы все развлекались - 

Вы, кого зовём УЧИТЕЛЯ...

Нинель Макошина

2006 г.

Сейчас эти проблемы никуда не делись. Уважение и доверие к учителю - редкий гость и в современных школах. Тяжелая эта книга, жизненная – о юношеской беспощадности, о переходном времени – в формировании личностей каждого из юных героев, и в стране, в эпохе в целом. 
Юным душам очень нужен наставник, нужна твердая, верная, смелая, мудрая рука, которая поведет их вперед, покажет путь к дороге добра. Таким наставником может стать вовремя прочитанная достойная КНИГА, которая может научить, предостеречь, вовремя, остановить, уберечь...
Прочитать книгу здесь.

6 комментариев:

  1. Здравствуйте Анечка! У вас очень интересный блог.! Первое, что пришло мне в голову - слово "нежный". Наверное от удачно подобранного цветового оформления.Приглашаю Вас на свои блоги, может быть и мои блоги будут чем-нибудь полезны Вам и вашим деткам! http://bibliomir83.blogspot.ru/
    Ирина. МБОУ СОШ № 83 г. Краснодар. Ваш библиотекарь наверное меня знает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Владиславовна! Спасибо за приглашение!

      Удалить
  2. Анна Анатольевна, здравствуйте! Прочитав Ваш отзыв, задумалась: об учителях, подростках, взамоотношениях, жестокости школьной у нас, пожалуй, мало настоящей литературы. И нужна ли она? Мой ответ однозначен: да. Мы должны и сами читать, и детям говорить-учить-воспитывать-разъяснять многое, при этом не стать и не быть врагами. Спасибо за отзыв! Беру себе на заметку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Мой младший сын как раз находится в "трудном" возрасте, окунувшись в проблемы взаимоотношения взрослых и старшеклассников была... растеряна... Мне помогла найти ответы на вопросы книга психолога Валентины Казанской "Подросток. Трудности взросления", в которой автор разбирает конкретные примеры и случаи проблем подростков:))

      Удалить
  3. Читаю уже второй отзыв на книгу, которая потрясла меня в 16 лет. Что-то мне перечитать захотелось...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Мария! Может в юности я принимала бы историю книгу не так близко к сердцу в силу возраста, а сейчас была просто растеряна. Пришлось восполнять знания подростковой психологии:))

      Удалить

МНЕНИЕ ДРУЗЕЙ ВСЕГДА ПОЛЕЗНО, ПОЛУЧАТЬ КОММЕНТАРИИ ВСЕГДА ПРИЯТНО!