Проблема трудного, переходного возраста, нравственного становления личности подростка поднимается в романе Лии Симоновой "Круг", который закончился настоящей трагедией, а взрослые - учителя и родители - не смогли предотвратить...
Автор подводит и героев, и читателя к пониманию важнейших духовных ценностей. Герои книги обычные старшеклассники, которые пытаются разобраться в самих себе, выяснить, где добро, а где зло. Понять к чему им стремиться?
Каждый из ребят решает какие-то вопросы, которые для него кажутся сложными, а окружающие его не понимают.
Казалось бы, еще совсем недавно ваш сын или дочь были ласковыми и послушными, а теперь стали просто невыносимыми: грубят на каждом шагу, огрызаются, на замечания отвечают резкостью, а то и дверью хлопнут так, что стекла дрожат... Что с ними происходит?
...Они повзрослели...
В юношеском возрасте происходит открытие своего внутреннего мира, познание себя! Подросток наслаждается своими переживаниями, открывает целый мир новых чувств. Заниженная самооценка, неуверенность в себе, беспомощность, развитие комплекса неполноценности - все эти проблемы подросткового возраста лавиной обрушиваются, вызывая изменения в поведении и недоумение и раздражение у родителей.
Это тот возраст, когда человек начинает осознавать самого себя и сравнивать с другими, чаще не в свою пользу...
"У нас переходный возраст. Формируются наши взгляды, характеры, вкусы, отношение к жизни, а мы то и дело сталкиваемся с грубостью, цинизмом, лицемерием и фальшью. Может, это хорошо? Закалимся?..."
В центре романа старший класс образцово-показательной школы. У ребят складываются непростые отношения с родителями и учителями. Между собой им тоже трудно найти общий язык. Первая любовь и жестокое разочарование, ложь взрослых и переоценка ценностей…
Подростки по-разному демонстрируют свою взрослость и запутываются.
"Наверное, мы несчастливое поколение, потому что не доверяем друзьям, а тем более взрослым. Взрослые, превратив нас по подобию своему в консервные банки с удобной для них начинкой, забыли приложить к этим банкам ключи и сердятся, что не могут открыть. На кого сердятся?…"
Образы учителей у Лии Симоновой тоже разные: и учитель сомневающийся, и учитель ретроградный, и учитель прогрессивный, и учитель не вмешивающийся...
"Родители не всегда имеют силы и время для воспитания, а воспитание учителей сводится к нотациям и окрикам. Человека в ученике не видят."
* * *
"Не боится, - с горечью подумала Надежда Прохоровна (директор школы). - Высказала все, что думает, и полным именем подписалась. Ничего они, теперешние, не боятся. А мы привыкли бояться…"
* * *
"Мы упрекаем детей в жестокости, но мы столько лет возвышали жестокость в подвиг, если нам казалось, что она для пользы дела. Мы требуем от них сострадания, но разве мы не внушали всем, что жалость унижает, и не оправдывали беспощадность во имя великой цели?.. Прошлое мстит нам в наших детях."
* * *
"Взрослые народ загадочный. Некоторые черствы, другие заносчивы, а иные назойливо добросердечны. А те, о которых Сент-Экзюпери сказал: «Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко и от этого, признаться, не стал думать о них лучше», - враги."
* * *
"- Чем же, по-твоему, живут взрослые?
- Господи, да они и не живут вовсе. Делают вид, что живут. Видимость жизни. Будто работают. Будто веселятся. Будто стремятся к чему-то. А сами безрадостные... Показуха! Везде одна показуха!.."
...Только один из учителей, вчерашний студент, молодой преподаватель истории и пытается понять ребят, найти общий язык. Остальные упорно "гнут свою линию", не пытаясь разобраться, что не так в отношениях с ребятами. Чем вызывают не только пренебрежение к себе, но и ненависть...
В этой книге автор делает упор на "время перемен", которого якобы не замечает старшее поколение.
Вы думали, что всё на свете знаете,
Но перестройки время вдруг пришло.
И вы теперь детей не понимаете,
И думаете: "Что произошло?"
Для вас мы слишком быстро повзрослели,
Стоим всё время мы на грани, на краю...
Всем классом по футболу фанатели,
Стараясь скрыть печаль и скорбь свою.
Зачем с нами жестоко обращались,
За дверью, как преступников держа?
Нас унижая, вы все развлекались -
Вы, кого зовём УЧИТЕЛЯ...
Нинель Макошина
2006 г.
Сейчас эти проблемы никуда не делись. Уважение и доверие к учителю - редкий гость и в современных школах. Тяжелая эта книга, жизненная – о юношеской беспощадности, о переходном времени – в формировании личностей каждого из юных героев, и в стране, в эпохе в целом.
Юным душам очень нужен наставник, нужна твердая, верная, смелая, мудрая рука, которая поведет их вперед, покажет путь к дороге добра. Таким наставником может стать вовремя прочитанная достойная КНИГА, которая может научить, предостеречь, вовремя, остановить, уберечь...
Прочитать книгу здесь.
Прочитать книгу здесь.
Здравствуйте Анечка! У вас очень интересный блог.! Первое, что пришло мне в голову - слово "нежный". Наверное от удачно подобранного цветового оформления.Приглашаю Вас на свои блоги, может быть и мои блоги будут чем-нибудь полезны Вам и вашим деткам! http://bibliomir83.blogspot.ru/
ОтветитьУдалитьИрина. МБОУ СОШ № 83 г. Краснодар. Ваш библиотекарь наверное меня знает.
Здравствуйте, Ирина Владиславовна! Спасибо за приглашение!
УдалитьАнна Анатольевна, здравствуйте! Прочитав Ваш отзыв, задумалась: об учителях, подростках, взамоотношениях, жестокости школьной у нас, пожалуй, мало настоящей литературы. И нужна ли она? Мой ответ однозначен: да. Мы должны и сами читать, и детям говорить-учить-воспитывать-разъяснять многое, при этом не стать и не быть врагами. Спасибо за отзыв! Беру себе на заметку.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ольга Николаевна! Мой младший сын как раз находится в "трудном" возрасте, окунувшись в проблемы взаимоотношения взрослых и старшеклассников была... растеряна... Мне помогла найти ответы на вопросы книга психолога Валентины Казанской "Подросток. Трудности взросления", в которой автор разбирает конкретные примеры и случаи проблем подростков:))
УдалитьЧитаю уже второй отзыв на книгу, которая потрясла меня в 16 лет. Что-то мне перечитать захотелось...
ОтветитьУдалитьДобрый день, Мария! Может в юности я принимала бы историю книгу не так близко к сердцу в силу возраста, а сейчас была просто растеряна. Пришлось восполнять знания подростковой психологии:))
Удалить