1

воскресенье, 2 августа 2015 г.

Леонид Пантелеев "Буква "ТЫ"

Буква ТЫ.jpeg
Рассказ про то, как автор учил маленькую девочку читать и писать. 
"Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев. За десять дней она одолела всю русскую азбуку. Могла уже по немного читать. Осталась у них одна только самая последняя буква - "Я"!

Как всегда автор показал ей букву, дал ей рассмотреть и сказал:
-А это вот, Ирунушка, буква «Я».
Иринушка с удивлением посмотрела и говорит:
-Ты?
-Почему ты? Что за «ты»? Я же сказал тебе: это буква «я»!
-Буква «ты»!
-Да не «ты», а буква «я»!
Ох, Иринушка, Иринушка! Наверное мы с тобой немного переучились.
Неужели ты в самом деле не понимаешь, что это не я, а что это
буква так называется: "я"?
-Нет, - говорит, - почему не понимаю? Я понимаю.
- Ну,  вот что, - сказал я наконец,.
- Ну, давай, скажи как будто про себя: я! Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь. Она поняла как будто. Кивнула. Потом спрашивает:
- Говорить? - Ну, ну... Конечно. Она оглянулась и шепотом - на ухо мне:
- Ты!..
Долго еще у автора не получалось объяснить Иринушке,что это буква «я». Девочка расплакаться собрала свои вещички и пошла домой.
"Ладно, - решил автор.
- Забудем о ней. Ну ее. Начнем следующий урок прямо
с чтения. Может быть, так лучше будет".
И на другой день, когда Иринушка, веселая и раскрасневшаяся после игры,
пришла на урок, автор не стал ей напоминать о вчерашнем, а просто посадил ее за
букварь, открыл первую попавшуюся страницу и сказал:
-А ну, сударыня, давайте-ка, почитайте мне ,что-нибудь.
Она, как всегда перед чтением, поерзала на стуле, вздохнула, уткнулась
и пальцем и носиком в страницу и, пошевелив губами, бегло и не переводя
дыхания, прочла:
- Тыкову дали тыблоко.
От удивления автор даже на стуле подскочил:
- Что такое? Какому Тыкову? Какое тыблоко? Что еще за тыблоко?
Посмотрел в букварь, а там черным по белому написано:
"Якову дали яблоко".
- Яблоко, Иринушка!
Яблоко, а не тыблоко!
Она удивилась и говорит:
- Яблоко? Так значит, это буква "я"?
Автор уже хотел сказать: "Ну конечно, "я"! А потом спохватился и решил:
"Нет, голубушка! Знаем мы вас. Если я скажу "я" - значит - опять
пошло-поехало? Нет, уж сейчас мы на эту удочку не попадемся".
И сказал:
- Да, правильно. Это буква "ты".
Конечно, не очень-то хорошо говорить неправду. Даже очень нехорошо
говорить неправду. Но что же поделаешь! Если бы автор сказал "я", а не "ты", кто знает, чем бы все это кончилось. И, может быть, бедная Иринушка так всю жизнь и говорила бы - вместо "яблоко" - тыблоко, вместо "ярмарка" - "тырмарка", вместо "якорь" - "тыкорь" и вместо "язык" - "тызык". Иринушка выросла уже большая, выговаривает все буквы правильно, как полагается, и пишет мне письма без одной ошибки."
Мне очень понравился рассказ про Иринушку, я вспомнила, как сама училась читать!
Ксюша Ч.

1 комментарий:

  1. Здравствуй, Ксюша! Рассказ замечательный и веселый! Но лучше было бы рассказать, чем он тебе понравился, а сам рассказ ребята тоже могут прочитать - переписывать рассказ не надо! Постарайся описывать свои впечатления:))

    ОтветитьУдалить

МНЕНИЕ ДРУЗЕЙ ВСЕГДА ПОЛЕЗНО, ПОЛУЧАТЬ КОММЕНТАРИИ ВСЕГДА ПРИЯТНО!